Главная - Наши услуги - Распредвалы: низовые, верховые, универсальные и спортивные

Многие автолюбители, стремясь увеличить мощность своего автомобиля за небольшие деньги, устанавливают "какой-то" распредвал взамен штатного, но вместо ожидаемого эффекта получают отсутствие холостые оборотов и затупы при разгоне, особенно когда фаза больше 270. Так и должно быть при установке верхового распредвала, ведь он устанавливается на спортивные машины, моторы которых работают на больших оборотах.

В городском режиме такая замена - настоящая мука, потому что обороты холостого хода повышаются до 1200-1400, трогаться с места приходится примерно с 2000 оборотов в минуту, с риском сжечь сцепление, при этом детали двигателя испытывают повышенные нагрузки, явно превышающие штатные. В тёплое время года всё время будет расти температура мотора вплоть до закипания, что может привести к необходимости проведения дорогостоящего капитального ремонта.

Как подобрать распредвал, подходящий под конкретный стиль езды?

Сделать такой выбор реально. Но нужно понимать, что это компромисс и что-то потеряется.

Так, если рассмотреть распредвал Нуждин 10.93 с фазой 282° (то есть он верховой), то его рабочий диапазон оборотов 3000-6500, что значительно превышает штатные. Конечно, он работает и на низах, но холостые обороты придётся поднимать примерно до 1300. Ход клапана - 2.1 мм, что приведёт к загибу клапанов при обрыве ремня ГРМ на двигателе 1.5 л.

Известно, что для комфортной городской езды нужны ровные холостые обороты и хорошая тяга на низких оборотах. Таких распредвалов существует три вида: низовой, моментальный и верховой.

Низовой распредвал на вазовский 8-клапанный мотор

Такой вал повысит крутящий момент на низких оборотах, что позволит резко ускоряться с места без включения пониженной передачи. На средних оборотах эффект уже незаметен, а на высоких работает хуже штатного.

Распредвал Нуждин ход 10,26 (фаза 265), ход клапана - 1,30 мм. Стоимость - около 7300 рублей.

Нуждин 10.42 (около 7300 рублей)

Нуждин 10.63 (около 7300 рублей)

Разумеется, можно предпочесть распредвал других производителей: Окб, Сти. При этом фаза должна быть меньше 270°, потому что в противном случае это будет уже не низовой вал.

Моментный не даст получить ощутимую динамику и по характеристикам похож на штатный.

Верховой распредвал на вазовские 8-клапанные моторы

Имеют высокие подъёмы и большую зону перекрытия клапанов и широкие фазы, что увеличивает наполнение цилиндров на высоких оборотах, а также смещение крутящего момента в область высоких оборотов. Но на низких оборотах будет провал.

Нуждин 10.93 (около 8000 рублей)

Или валы Окб и Сти с фазой, превышающей 270°.

Помните, что ход клапана также влияет на характеристики вала. Например, при инсталляции вала с ходом более 11.4 необходимо менять пружины и тарелки клапанов, потому что при штатных комплектующих клапана могут зависнуть и столкнуться с поршнями.

Спортивные и тюнинговые распредвалы с изменённым профилем кулачков

У вазовских двигателей маловато тяги на низких оборотах коленвала, что приводит к дёрганиям, провалам при нажатии на газ, быстрым выходом из строя сцепления. Улучшить отдачу на низких оборотах можно, сузив фазу открытия впускного клапана. Если установлен спортивный распредвал с широкими растянутыми фазами, на малых оборотах будет выталкивание топливо-воздушной смеси во впускной коллектор и лишь с повышением частоты вращения коленвала происходит увеличение наполнения цилиндров.

От обычных распредвалов спортивные отличаются широкими фазами открытия клапанов, более широким и высоким кулачком.

Спортивные (тюнинговые) распредвалы обеспечивают наполнение цилиндра путём увеличения высоты подъема клапанов. В городском режиме с ними можно ездить на одну передачу выше. Причём даже с повышенной нагрузкой мотор работает без сбоев даже при значительном уменьшении оборотов. Установка таких распредвалов также сдвигает границу детонации («звон пальцев») на малых и средних оборотов. Помимо этого, уменьшается расход топлива и склонность к детонации, повышается и ресурс двигателя.

Моментный низовой распредвал для низких и средних оборотов выравнивает характеристики крутящего момента и увеличивает его, при этом уменьшая удельный расход топлива вплоть до 15%. Такие распредвалы особенно полезны в условиях внедорожья или при буксировке прицепов.

Универсальный (тюнинговый) (также известен как «трасса-город») распредвал прибавляет мощность и крутящий момент во всём диапазоне оборотов.

Тюнинговый верховой распредвал смещает крутящий момент в зону высоких оборотов, как и обороты высокой мощности. Работают они с 3000-3500 об/мин и подойдут любителям активной езды.

Спортивный распредвал с большими подъемами и широкими фазами особенно ценятся в стрит рейсинге, в драге, ралли и гонках. Обычно для таких валов приходится менять пружины, толкатели, тарелки и дорабатывать головку блока цилиндров. С ними необходимо установить разрезную шестерню для точной настройки фаз на нужных оборотах. Для езды по городу они малопригодны, имея провал на низких оборотах и неустойчивые обороты холостого хода.

Распредвалы отечественных компаний

Распредвалы Нуждин или Колобок

Предназначаются для классических вазовских моторов. С ними рекомендуется менять верхние тарелки пружин клапанов на доработанные. Уменьшают износ деталей газораспределительного механизма (ГРМ) и расход топлива.

Динамика

Производятся Опытным Конструкторским Бюро ОКБ Динамика для работы на средних и высоких оборотах. Для максимальной эффективности рекомендуется дорабатывать и сами двигатели. Например, распредвал ОКБ Двигатель 8V ВАЗ 2110/11 54 (10,7/10,8 фаза 273/280).

Мастер Мотор

По особенностям конструкции напоминают штатные вазовские. Например, распредвал 16V ММ-37/37 8,9мм / 8,9мм (261° / 261°).

Стольников

Предназначены для двигателей любых объёмом и устанавливаются аналогично заводскому валу. Например, распредвал "Стольников", подъём клапана 10.7 мм, фаза 296 для ВАЗ (2110-2112, 2114), Лада (Приора, Приора 2, Калина, Калина 2, Гранта) (с 16-клапанным двигателем). С последним рекомендуется замена штатных клапанных пружин на Opel c20xe и доработка ГБЦ.

Тайга

Любимы поклонниками спортивного стиля езды. Например, распредвал в сборе ВАЗ 21213 НИВА "Тайга" АвтоВАЗ (карбюратор), артикул 21213-1006000-00. Подъемы клапанов, мм: выпускного 9.5, впускного 10.7.

Эстонец

Сдвигают тягу в диапазон высоких оборотов.

Брагин

Спортивные валы для форсирования двигателей. Например, распредвал Брагин (ход 8,6/7,8 фаза 256/244) тюнинг ВАЗ / Лада Приора (2171) универсал (2009-2018) 16V.